Введение понятия компетенций в обучение позволяет решать проблему, когда обучающиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности при использовании этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Информатика — это предмет, средствами которого можно добиться формирования компетенций, которые могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Добиться положительных результатов в данном направлении мне позволяет использование в своей практике современных образовательных технологий.
Как учитель информатики, я, конечно же, не могу обойтись без использования новых информационно-коммуникационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.
В рамках базового курса информатики использую метод проектов чаще всего на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках обучающиеся начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом зачастую остается неясным для чего и почему обучающемуся необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом обучающийся сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для обучающегося более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Применение проектной технологии дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для обучающихся форме.
Примеры проектов приведены на странице сайта "Мои материалы".
Здоровьесберегающие технологии помогают мне обеспечить обучающихся возможностью сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать у них необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На занятиях компьютерного практикума уделяю внимание выработке навыков соблюдения правил и норм работы за компьютером (соблюдения правил техники безопасности, посадки за компьютером, выполнение периодически гимнастики для глаз и физкультминуток) для того, чтобы во внеурочное время эти требования выполнялись автоматически. При изучении прикладных программ обучающиеся выпускают памятки, презентации, пропагандирующие здоровый образ жизни и правила работы за ПК.
Здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности обучающихся. На уроках информатики и на классных часах обучающиеся создают проекты на темы:
• «Вредные привычки»
• «Режим дня»
• «Пейте дети молоко – будете здоровы!»
• «Спорт и здоровый образ жизни»
• «Влияние компьютера на здоровье школьника»
• «Безопасность работы в Интернете» и т.д.
В воспитательной работе провожу мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни - классные часы: «Вредные привычки», «Здоровое питание», «Курить – здоровью вредить» и др. Обучающиеся моего класса активно участвуют в спортивных мероприятиях, походах, экскурсиях.
Использование предложенных подходов, на мой взгляд, способствует не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и сохранению физического и психического здоровья обучающихся.
На внеурочных занятиях большой интерес обучающихся вызвали геоинформационные технологии, новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем – геоинформационных систем (ГИС). Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, страны и т.д.). Обучающиеся 7б класса приняли участие во Всероссийском фотоконкурсе «Россия глазами школьников». К карте страны присоединены проекты «Белый ключ», «Журавлиный клин», «Змеевы горы», «Голубое чудо ключей», «Тропический рай».
К новейшим технологиям относятся Интернет-технологии, в рамках применения которых я совместно с обучающимися создала блог «Есть на Волге местечко чудесное…» , в котором размещается информация о нашем селе Воскресенском, его достопримечательностях и людях. Кроме того, в сети действует мой блог «Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?» .
Для проведения проектов на уроках информатики начала работу по созданию мини-сайтов, например сайт для проведения проекта «Информационный выпуск «История гипертекста»». Мною реализован сетевой проект по обучению старшеклассников Интернет-технологиям, работа по которому проводилась в двух режимах: очном и дистанционном. Консультации проводились на уроках информатики, а задания выполнялись дома с выходом в Интернет (http://sites.google.com/site/obinternett/). Использование дистанционного обучения позволяет мне учитывать индивидуальные возможности обучающихся, а им в свою очередь выбирать индивидуальный темп выполнения заданий.
Преподавание информатики предусматривает применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Мною разработано большое количество различных дидактических материалов по курсу информатики для проведения практических работ по темам «Компьютерная графика», «Технология обработки текстовой информации», «Электронные таблицы», «Проектирование и создание базы данных», «Кодирование информации», «Моделирование и формализация».
Современные образовательные технологии в сочетании с ИКТ позволяют мне развивать интерес к изучению информатики, создавать благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная компетенция и другие. Результатом использования современных образовательных технологий является положительная динамика учебных достижений обучающихся, их активное участие в конкурсах.